Киев | Исчезающий модернизм. Киевская архитектура, которой восхищается мир, но сносят в Украине

Сoвeтскaя aрxитeктурa у мнoгиx aссoциируeтся с oднoтипными xрущeвкaми. В тo жe врeмя xрущeвки oтoбрaжaли культуру врeмeни, в кoтoрoe вoзвoдились – мaксимaльнoe упрoщeниe – никaкиx лишниx фoрм, дeкoрa и мaксимaльнo пoлeзнoe испoльзoвaниe плoщaдeй. Этo былa эпoxa мoдeрнизмa, кoтoрaя пришлa в Советы в 60-x гoдax нa смeну стaлинскoму пoмпeзнoму нeoклaсицизму. Этoму пoспoсoбствoвaлo прaвитeльствo, кoтoрoe в кoнцe 1955 гoдa принялo пoстaнoвлeниe “Oб устрaнeнии излишeств в прoeктирoвaнии и стрoитeльствe”.

Aрxитeктoры тoгдa рaбoтaли в услoвияx вaкуумa, сoврeмeннoгo мeждунaрoднoгo oпытa пeрeд глaзaми нe былo, зaтo былo мнoгo пoлитичeскиx oгрaничeний. Oтдушинoй в целях ниx стaли гoскoнкурсы нa индивидуaльныe прoeкты, гдe рoждaлись нeвeрoятныe шeдeвры, гoвoрил aрxитeктoр Слaвa Бaлбeк. Бoльшaя чaсть тaкиx прoeктoв былa скoнцeнтрирoвaнa в Киeвe. Чaсти с ниx ужe нeт, чaсть мoжeт исчeзнуть в oбoзримoм будущeм.

Наша сестра рeшили сoстaвить виртуaльный экскурсовод пo здaниям сoвeтскoгo мoдeрнизмa, кoтoрыe нa гoсудaрствeннoм урoвнe, вoзмoжнo пoкa, нe рaссмaтривaются кaк культурныe пaмятники и бoльшинствo нe имeeт oxрaннoгo стaтусa. В пoдгoтoвкe гидa пoмoгaл aрxитeктoр и сoучрeдитeль движeния #SaveKyivModernism Виктoр Гeрaсимeнкo.

Aрxитeктoры, пoддeрживaющиe движeниe, выдeлили 70 oбъeктoв сoвeтскoгo мoдeрнизмa, выступaя зa присвoeниe им oxрaннoгo стaтусa. Пишущий эти строки выбрaли 10 нaибoлee извeстныx oбъeктoв – oни пoстрoeны в 70-80x гoдax, крoмe oднoгo – здaния ВДНГ – былo вoзвeдeнo в кoнцe 50-x.

“Лeтaющaя тaрeлкa”

“Лeтaющую тaрeлку” пo ул. Aнтoнoвичa, 180   вoзлe стaнции мeтрo Лыбeдскaя в нaчaлe 70-x стрoили скoрee вoпрeки пoлитичeскoму рeжиму, чeм блaгoдaря eму.

Уникaльнoсть прoeктa – в двуxслoйнoй oбoлoчкe здaния.

Изнaчaльнo киeвский aрxитeктoр Флoриaн Юрьeв прoeктирoвaл “Тaрeлку” т. е. светомузыкальный театр с акустическим претензия. Но партийной верхушке и представителям Контора эта идея не нравилась, потому вместо светотеатра появился кинолекционный зала, а вместо светомузыкальных установок – фрески в жанре соцреализма.   Сферическая патрица объекта обеспечила исключительную акустику в помещении, необходимую чтобы работы светотеатра.

Интересно, как будто форма   тарелки – не единственно эстетическая особенность, она решает проблему излишне узкой территории, отведенной лещадь застройку здания в котором расположилось   государственное научное образовывание   “УкрИНТЭИ”. Юрьев в прямом смысле поднял спинар в воздух, оставив место в (видах пешеходов.

Чтобы облачить предмет в форму “тарелки” Юрьеву нужно было заиметь монолитный бетон. Но сей материал строго котировался правящей верхушкой, подстраивать тогда было принято с железобетона. Чтобы провести монолитное учреждение, архитектору пришлось добиться разрешения и личной подписи секретаря ЦК КПСС Украины.

В августе 2017-го клочок здания Института научно-технической информации (УкрИНТЭИ)   совокупно с “летающей тарелкой” было сдано получай 50 лет в аренду компании-застройщику ТРЦ   Ocean Mall Вагифу Алиеву. До условиям договора, его бизнес должна реконструировать здание. В конце 2018-го таким образом известно, что планы арендатора изменились. Биржевик объекта компания NAI   опубликовала   канва строительства, из которого следовало, что-нибудь “тарелку” встроят в ТРЦ Ocean Mall. Чрез (год) огласки об угрозе поглощения объекта, протестов общественности и вмешательства активистов Алиев пообещал маловыгодный превращать произведение советского модернизма в бутик и взять в расчет все пожелания автора первоначального проекта. В 2020-м Минкультуры внес “Летающую тарелку” в кадастр памяток архитектуры и монументального искусства. Безотложно застройщик не трогает “тарелку”, ведя основные работы с ТРЦ   Ocean Mall.

Лавка “Детский мир”

Детский магазин в столице построили в 1987 году. Архитекторы проекта в поисках уникального стиля как и пошли в обход советских квот и раздобыли алюминиевые панели ради фасада. Им повезло – здание, изготовляющий панели, находился в Броварах, неведомо зачем что проблема не привлекла чуткость властей.

Панели по замыслу авторов выполняют (одним несколько функций – рассеивают солнцепек в помещении и предают сферическую иллюзию – почти солнцем здание выглядит если, так как лучи отражаются с части фасада, в то миг как еще часть фасада наличествовать в тени.

Универмаг Детский поднебесная один из немногих продуктов советской эпохи, что попал в онлайн-издание ArchDaily – пишет о международной архитектуре.

В начале 2021 годы стало известно, что казарма столичного Детского мира ждет масштабная пересоздание. По задумке собственников в нем разместятся бессодержательный центр, кинотеатр, несколько ресторанов и кафетерий, а бери крыше сделают автостоянку нате 133 места. А вместо нынешнего фасада программа предусматривал разноцветный фасад, аналогичный на тетрис. Но затем того, как против выступила клочок жителей Киева, застройщик предложил иные варианты проекта – последний с них предусматривает сохранение существующего фасада.

Киевский крематорий

Киевский крематорий – сие самодостаточная бетонная композиция, созданная держи высоком архитектурном уровне. Невзирая на то, что частый уровень строительства и качества материалов в Совковый период были невысокими, сложные сложение объекта дошли до наших дней в полную силу невредимыми. Он построен в 1980 году и находится возьми территории Байкового кладбища.

А за сорокалетний период существования объекта отнюдь не обошлось без потерь. Уникальное витраж на стене у крематория (230 метров в длину) изначально было украшено скульптурными композициями, символизирующими войну, Церера, любовь. Но в какой-так период советские власти посчитали вырабатывание антисоветским, и приказали залить до сей поры бетоном.

В прошлом году (2020) в рамках фестиваля Kyiv Art Week следовать семь дней мастерам посчастливилось очистить от бетона абзац лепнины с женским лицом площадью неудовлетворительно квадратных метра, который был скрыт сильнее 30 лет. Обошлись сии работы мэрии в несколько десятков тысяч гривен.

Прачечная Министерства социальной политики Украины

Гумно находится на ул. Эспланадная, 8/10 около ст.м. Палац спорта. Построено в 1981 году. Многие двадцать (десять относят к объектам советского модернизма только-тол 20-этажное здание Минсоцполитики. Да уникальность заключается в градостроительном комплексе, долею которого является корпус здания. Фарт архитекторов была не только лишь построить помещения для аппарата Министерства легкой промышленности УССР, по прошествии времени второй мировой войны такие основы права активно застраивали по всему УССР, же и создать единый ансамбль с Дворцом спорта.

Рига Минсоцполитики долгое время было   узнаваемым по причине декоративным элементам фасада – вертикальным алюминиевым конструкциям “солнцерезам”. Же в   2017 году чиновники министерства до   собственной инициативе решили демонтировать уникальные солнцерезы, расположенные для   фасаде здания.

Национальная читальня Украины им. В.И. Вернадского  

Построено в 1989 году и находится недалеко ст.м. Демеевская. Внешне публичка – это монументальный небоскреб, Вотан из немногих объектов советского модернизма, какой-либо все еще используют до назначению.

Несмотря на в таком случае, что здание библиотеки урегулированно просто – прямоугольные, квадратные конституция и шпиль, все они эстетично взаимодействуют с окружающим пространством.  

Ассорти двух архитектурных эпох, неоклассицизма и советского модернизма, величественные настенные сузани, скульптуры, “космический” интерьер и уникальное интерпретация, позволяющее читать при дневном свете целостный день – те уникальные качества, которые впитал в себя объект.

Павильон ВДНГ №1

Выставки преимущества народного хозяйства (ВДНХ) закачаешься всех республиках советского союза были политическими проектами и представляли на вывеску классику градостроительства.  

Киевский расчет был очень масштабным, следовать несколько десятилетий на 286 га выставки появилось едва (ли) не 180 зданий, 20 павильонов, которые со временем получили статус историко-культурных памятников Украины.   Без дальних слов комплекс   входит   в пятерку крупнейших экспоцентров решетка, после Московского, Ганноверского, Миланского и Франкфуртского.

Жизненно важный павильон №1 – главная архитектурная идея киевского ВДНГ (в 2015-м ВДНХ превратился в ВДНГ, сии четыре буквы были зарегистрированы вроде торговая марка). Если превалирующая павильонов в ВДНГ не отличаются помпезностью, стилизованы в приглушенных тонах, ведь в центральном наблюдается переизбыток орнаменталистики –   высылка к сталинской эпохе.

Ритм всему комплексу задают уступный “трамплин”, установленный над главным входом комплекса, и “ребра” надо каждым окном, установленные угоду кому) защиты от солнца. Пагода построено в 1958 году.

Автобусный сквер №7

“Самый поразительный пример   советского модернизма”, “скрытая мощи” предыдущей эпохи, которая “встарину считалась инновационным зданием”, – беспричинно характеризовали в репортаже CNN автобусный лес №7. В народе его еще называют “Тамбур” или “Цирк”.

Автопарк находится в нескольких шагах от парка Партизанской славы в Дарницком районе. Спирт имеет   дискообразную, как огромный   НЛО, форму. В 70-е в Подмосковия на повестке дня был макрокосмос, и это отражалось и на архитектуре. Кайфовый многих городах тогда вырастали бетонные здания с окнами и витражами в виде   иллюминаторов   и огромными залами.

Опорная колона в центре автопарка выполняет главную функцию – соединяет 186 тросов, которые держат бетонные плиты потолка. Большой свет в помещение попадает через окна в потолке и стеклянные трубки, расположенные сверху стенах здания.

В советские пора автопарк пользовался огромной популярностью – обслуживал местные и международные рейсы, вмещал сильнее 300 автобусов. Сейчас автопарк в аварийном состоянии, однако до сих пор работает, обслуживает небольшое число автобусов.

Здание выставочно-торгового центра Квіти України

Построен в 1985 году по части ул. Сечевых Стрельцов, 49.   Учебно-планомерный павильон Квіти України – пискляво ценится в архитектурной среде. В конце 80-х намерение получил награду Союза архитекторов Украины, ни дать ни взять лучшее архитектурное произведение.

Неформат Квіти України в его толерантности к внешней среде. Архитекторы использовали приемчик каскад – ступенчатое здание, возвышаясь, отходит для задний план. Таким образом башня дает больше света и пространства умереть и не встать внешнюю среду.

В подобной конструкции скрыт символизм – качели не давит и располагает к тому, затем) чтоб(ы) вывести на первый очертание людей и растения.

До прошлого возраст в павильоне размещался супермаркет.   Собаковладелец   здания – Rockwill Group. Ее администратор партнер Алексей Пышный в этом году заявили о реконструкции здания подо офисный центр с коворкингами, ресторанами и подземным паркингом. Стоимостное выражение проекта – $20 млн.

Владельцы хотят в некоторой своей части демонтировать его фасад. Ровно и попытались сделать, но активисты остановили работы. Они утверждают, чего здание имеет историческую традиция – это часть советской эпохи, а ибо требуют ее сохранения в первоначальном виде. Оппозиция переместилось в судебную плоскость. Без задержки на здание наложен приятный.


Железнодорожный рынок

Находится точно по ул. Кудряшова, 1 близ от Локомотивного депо. Построено в   1973 году соответственно проекту архитектора Аллы Анищенко, одной с немногих женщин-архитекторов эпохи киевского модернизма.  

Анищенко впервой в СССР использовала уникальную инженерную структуру в форме шайбочки. Это редкий пример применения вантовой конструктивной схемы крыши. Непоявление вертикальных жёстких элементов позволило составить план гибкое пространство и видимость “парящей геометрической комплекция”. Благодаря этому архитектор вот и все добилась равномерного доступа дневного света в внутренние части помещения.

Киевсовет   передал   землю перед крытым рынком на Кудряшова, 1 в аренду возьми 10 лет ООО “Железнодорожный базар”. Теперь модернистское здание могут срезать. Данные Госгеокадастра свидетельствуют о книга, что целевое назначение участка – строительная площадка и обслуживание зданий торговли.


Чум мебели

Дом мебели перед глазами ст.м. Дружбы Народов был знаковым сооружением своего времени. Построен в 1984 году.

Энциклопед мебельный магазин-выставка с вогнутой крышей – достижение экспериментальных поисков инженеров института КиївЗНДІЕП.

Самое примечательное в Доме мебели – облепливание: центральный зал магазина перекрыт висячей металлической мембраной. Короноподобная   сильная рука должна была пропускать внутренний свет в магазин и одновременно своё покровительство) от перегрева внутренних помещений.

Методика оказалась не только новаторской и красивой, же и надежной: в 2014 году обсуждалась переустройство фасада Дома мебели, да не кровли.

Диана Манучарян

заказчик
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.








Напишите нам
летающая шленка Квиты Украины советский модернизм

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.